Девственные леса отдаленной перуанской провинции Амазонас открыли для археологов еще одно архитектурное чудо. Обнаруженные древние руины крепости, относящейся к XIV веку, вполне могли быть возведены индейцами племени чачапойя. Цитадель раскинулась на 20 гектаров и возвышается над уровнем моря на 2,5 тысячи метров. Остатки домов, террас и даже трех кладбищ скрывались за двухметровой стеной.
Крепостные руины были обнаружены рядом с местом, где археологи несколькими месяцами ранее нашли военное снаряжение, выполненное с большим мастерством. Серебряный щит, колчан и стрелы, наконечники которых были вырезаны их камня вулканической породы, навели ученых на мысль о высокоразвитой металлургии у жителей Амазонии.
Однако, более преуспевающими в этой отрасли были племена, живущие в горных Андах. Это подтверждало предположение исследователей, что крепостные сооружения и воинское снаряжение – дело рук загадочного народа чачапойя.
О культуре чачапойя мола что известно. Можно предположительно сказать, что «воины тумана» или «люди облаков», так назывались чачапойя на языке кечуа, населяли северо-западную часть Перу с 800 по 1470 годы. Однако дату возникновения культуры чачапойя точно определить в данный момент не возможно.
Археологические раскопки высокогорной крепости Куэлап, построенной чачапойя приблизительно в 800 году н.э. открыли некоторые аспекты жизни таинственного народа. Высокие стены, достигающие 6 – 8 метров и расположение Куэлапа – 3,1 метров над уровнем моря, говорят о том, что цитадель воздвигли для защиты. Для постройки этого оборонительного бастиона чачапойя понадобилось больше камней, чем египтянам на строительство самой большой пирамиды Гизы – пирамиды Хеопса.
По одной из гипотез чачапойя защищались от завоевательных набегов вари (Wari или по-испански Huari), которым так и не удалось поработить чачапойя. Другая же гипотеза предполагает мирное союзничество племен.
В 1475 году чачапойя были покорены воинственными и жестокими инками. Большая часть таинственного народа, численность которого на тот момент составляла 500 тысяч человек, была депортирована инками вплоть до Куско. В блокбастере « Апокалипсис» ярко показана участь чачапойя, которую народ претерпел от инков.
Историки предполагают, что царские особы и представители знати инков использовали чачапойя, которые хорошо владели боевыми навыками, для личной охраны. Верховный Инка собрал гарем из девушек народа чачапойя, так как они славились небывалой красотой.
После 60-ти лет инкского гнета чачапойя объединились с испанцами в борьбе против инков. В 1549 году на остатки племени обрушились привезенные европейцами оспа и корь. Эпидемии этих болезней сократили численность чачапойя до 90 тысяч. От такого удара загадочный народ так и не смог оправиться и исчез, превратившись в загадку истории.
Европейская наука впервые упоминает о культуре чачапойя в 1843 году, именно тогда археологами были открыты монументальные памятники, такие как Лагуна-де-лос-Кондорес, Гран-Пахатен, мавзолеи и саркофаги. Все эти находки являлись материальным свидетельством существования чачапойя.
Над версиями происхождения племени чачапойя ломают головы многие ученые, и существует несколько вариантов развития событий.
Автором одной из версий является американский путешественник и искатель древних затерянных городов Перу Дуглас Юджин «Джин» Савой. Он предположил, что предками чачапойя были финикийцы. В пользу этой версии говорят схожесть в стиле погребения, орнаментальных мотивах и архитектурном стиле. Лица, похожие на диких кошек, свойственны для финикийских барельефов и рельефов, что можно проследить и в творчестве чачапойя. В изображениях встречались даже рогатые животные, которые появились на территории Южной Америки только после вторжения европейцев.
Еще одним подтверждением синайского происхождения чачапойя стал найденный исследователем символ в форме корабля царя Соломона. Однако финикийцы были торговым народом и преимущественно темноволосыми. Что совершенно не подходит ко второй весьма спорной теории.
Испанцы описывали наложниц из племени чачапойя, находящихся в гареме верховного Инки, как blanka — белая. Вероятно, они имели в виду не светлые волосы, а чистоту девушек-рабынь, сравнивая их с другими индейскими женщинами.
Если говорить о финикийцах, то этот мореходный и торговый народ оказался весьма воинственным. Основав на побережье Северной Африки Карфаген, они обеспечили будущей Великой Римской Империи три пунические войны.
Третья версия роднит чачапойя с кельтами. Их воинственный нрав, военная амуниция, жилища очень схожи. Из всех индейских племен только чачапойя строили 7 – 9 метровые дома с закругленными стенами. Так же как и кельты чачапойя демонстрировали свою агрессивность, выставляя напоказ отрубленные головы своих врагов, доказательством этого являются барельефы.
Кельты верили, что в голове живет душа человека, поэтому они просверливали дырку в черепе. Такой же прием практиковали чачапойя. Финикийцам же подобные хирургические вмешательства известны не были.
Сейчас из-за не контролированной вырубки леса культуре доколумбовой Америки грозит полное разграбление. Черные археологи наверняка доберутся до святилища Кордильера-де-Колан, находящеся в 5 километрах от развалин крепости чачапойя. Остается надеяться, что бесценные артефакты культуры таинственных чачапойя попадут в руки историков, которые поведают нам тайны «людей облаков».
Так же,как и древние города современные мегаполисы не прекращают расширяться и застраиваться. Постоянно появляются жилые, офисные, банковские здания, торговые и развлекательные центры. В масштабных проектах задействована современная строительная техника, которая осуществляет необходимые для застройки земельные работы, рытье котлованов и снос старых зданий.
Комментарии: